Stringerrus (stringerrus) wrote,
Stringerrus
stringerrus

Category:

Как набережные Петербурга гранитными стали

yaplakal.com/forum2/topic1528046

Часто встречаю проявления дикарской радости альтернативных "историков" по-поводу того якобы факта, что "официальная история" их якобы убеждает в том, что весь Питер в гранит одел легендарный каменотёс С. Суханов в одиночку. То что Суханов был владельцем целой артели каменотёсов нисколько не смущает наших "интеллектуалов" и они радостно крутят у виска пальцем - "Суханов! Весь Питер! Один!!!" Ха-ха-ха! - ну и дуралеи эти наши официалы-историки!".

Так и хочется спросить у господ конспирологов - что, шутки про "бан в гугле" перестали быть шутками? Ведь чтобы удачно критиковать некий предмет, его нужно как минимум ЗНАТЬ.

Впрочем, не будем злорадствовать над убогими, а просто обратимся к истории строительства Петербурга и всё всем станет ясно. Ниже следуют выборки из прекрасной публикации В.И. Кочедамова "Набережные Невы", 1954г.




Зодчие Петербурга–Ленинграда, развивая лучшие древнерусские градостроительные традиции, прекрасно использовали природные особенности местности, создав на Неве цепь чередующихся архитектурных комплексов, органически связанных между собой и с широкими просторами реки.
Одновременно с их застройкой берега Невы укреплялись вначале деревянными, а со второй половины XVIII века постоянными гранитными набережными.

Только за 25 лет, в 60–80-е годы XVIII столетия, было построено свыше 30 км гранитных набережных. Для этого понадобилось расчистить русла рек, вырыть новые каналы, укрепить берега сотнями тысяч свай, уложить десятки тысяч кубических метров гранита и еще больше
бутовой плиты. Близ Выборга были созданы специальные гранитные разработки.




Драгоценная оправа Невы — гранитный пояс ее берегов создавался постепенно. Первым и самым значительным его звеном явилась набережная, построенная в 1763–1788 годах «от Галерного двора до Литейного дома», которая включает нынешние набережные Красного флота, Дворцовую и Кутузова. Только Адмиралтейство, в то время окруженное рвом и валом, с доками на берегу Невы, разрывало сообщение вдоль берега. Адмиралтейская набережная возникла на столетие позже.

Набережная, застроенная дворцами и особняками, требовала прочного и хорошо оформленного берега. В свою очередь сооружение гранитной стенки, естественно, повышало требования к архитектуре застройки.




Задолго до того, как в 1763 году началось сооружение первой гранитной набережной «от Галерного двора до Литейного дома», в разное время делались попытки построить ее на отдельных небольших участках.
Еще в 1720 году, одновременно с укреплением берегов сваями, сооружается каменная набережная на территории Летнего сада — «от летнего дома царского величества до мыльни», то есть от Фонтанки до Лебяжьего канала. Строилась она по проекту Неронова. Ящики, заполненные камнем, опускались на дно реки, создавая основание под стенку.

Набережная просуществовала всего три года. Видимо, из-за неопытности строителей она оказалась непрочной и стала разрушаться. В 1723 году последовал приказ «при летнем доме с левой стороны стенку каменную разобрать и делать фашинами». Такая же участь постигла и другую каменную набережную на канале, прорытом в 1718–1719 годах из Мойки в Неву, к первому Зимнему дворцу (теперешняя Зимняя канавка). Этот канал подходил вплотную к дворцу, и у дворового фасада была устроена небольшая гавань; уже в 1720 году архитекторам предлагается «осмотреть и подкрепить фундамент у канала к палатам, которые по берегу Невы, а именно побить сваи и вести к палатам из плитного камня косую стенку. Ту же стенку, что в прошлом году делана, разобрать и посмотреть фундамент, и буде не крепок, то побить сваи и сделать фундамент из дикого камня».




Неудачи с постройкой первых двух каменных набережных не остановили поисков решения этой сложной по тому времени инженерной проблемы.

Забота о создании каменного невского берега проявляется особенно настойчиво с началом сооружения в 1754 году по проекту архитектора В. В. Растрелли нового зимнего дворца. Известны четыре чертежа, относящиеся к проектированию каменной береговой стенки этого времени. Два чертежа 1758 года разно решают проблему устройства основания набережной (рис. 14 и 15).




По первому из них ящики, наполненные камнем и опущенные на дно реки, укрепляются сваями, забитыми с обеих сторон, а по верху связываются ригелями, служащими одновременно и ростверком для каменной кладки стенки. Второй чертеж этого же года предусматривает замену ящиков сложной системой свайного основания с заполнением пространства между сваями булыжным камнем. Такая же конструкция указана и на третьем чертеже 1760 года (рис. 16)




В эти годы решается частная задача укрепления берега только против Зимнего дворца. По проектам гранитная стенка состояла из пяти рядов крупных блоков, скреплявшихся между собой железными анкерами. Ограждение набережной предполагалось из каменных балясин между каменными тумбами — в камне повторялись формы деревянной набережной. Но при постройке балясины были заменены сплошным гранитным парапетом.

Обычно принято считать, что грандиозное строительство гранитной стенки набережной левого берега Невы в 1763 году началось с участка перед Зимним дворцом. Между тем набережная здесь была построена в 1762 году. Единственное изображение ее с двумя прямыми лестницами к воде мы находим на рисунке М. Махаева, относящемся именно к 1762 году (рис. 18). Это подтверждает и один из первых историков города А. Богданов.




Решительный сдвиг в создании каменной стенки набережной левого берега Невы наметился в результате деятельности созданной в 1762 году «Комиссии о каменном строении городов Санкт-Петербурга и Москвы». Первым архитектором, привлеченным к разработке проекта, был
опытный строитель С. А. Волков. Ему поручается произвести «исчисление, сколько по берегу зимнего каменного дома до Литейного двора и против казенных и партикулярных мест саженей будет»...

...Подготовка к строительству велась энергично. Не только в Петербурге, но и в Москве, Ревеле, Новгороде и Выборге производился наем «работных людей».

Свайная бойка под набережную первой дистанции началась в феврале 1763 года. За полмесяца забивается свыше 1 500 свай. С началом работ в «Контору строения невского берега» прикомандировывается из государственной военной коллегии инженер А. Дьяков, который принял активное участие в строительстве набережной.

Развернулось грандиозное по тому времени строительство. Помимо набережной длиной около 4 км, нужно было построить мосты: через Фонтанку и Лебяжий, Красный, Зимнедворцовый и Крюков каналы. Это был первый опыт сооружения каменных мостов, раньше все мосты в городе были деревянными.

Работы производились по специально составленным инструкциям. От прежних деревянных набережных следовало выступать в реку до 4 м и больше. Основание каменной стенки должно было покоиться на семи рядах свай. В первом ряду сваи забивались через 70 см одна от другой, за ними следовал в сторону берега второй сплошной ряд, и затем еще пять рядов. На первый ряд укладывался брус «ниже ординарной летней воды», по следующим трем рядам к сваям железными болтами прикреплялся растверк и возводилась стена набережной, еще три ряда служили «ради контрфорсов».

Пустоты между сваями заполнялись диким камнем и щебнем, затем укладывались «из дикого борового моху матрацы», на которые опускались с оборудованных «шпилями» и блоками судов камни первого ряда кладки. По первому ряду на более тонкий слой мха укладывался второй ряд камней. В кладке первого и второго рядов для спуска воды и «впредь для какой-либо домам надобности» оставлялись отверстия. Выше возводилась стена из плит с облицовкой гранитными блоками.
Каменная стена делалась с наклоном в 14,5º. Она завершалась «кардонным камнем» — карнизом, отделяющим ее от парапета. Гранитные блоки были высотой 30,5, 25,5 и 20 см и длиной от 1 м до 2,7 м.
Уже в 1764 году часть набережной, начиная от Зимней канавки вверх по течению Невы, была готова. На парапете первого полукруглого спуска за Зимней канавкой и высечена дата «1764», а дальше идут спуски с пометками «1766» и «1767» .




К 1767 году работы на первых трех дистанциях в основном были завершены. Оставалось доделать мосты. Летом 1768 года спешили закончить всю набережную, но для мостов не хватило «сводного камня» и его тесали из камней, оставшихся от кладки стенки. Построенные одновременно с набережной мосты (Прачечный через Фонтанку, Нижне-Лебяжий через Лебяжий канал, Эрмитажный через Зимнюю канавку) — интересные памятники русской мосто-строительной архитектуры середины XVIII века. Их формы как бы вылеплены искусными ваятелями. Благодаря совершенству найденных соотношений пролетов к аркам и устоям мосты мягко сочетаются с
массивной гранитной стеной, составляя с ней единое архитектурное целое.

Набережная левого берега Невы сооружена из серого крупнозернистого выборгского гранита. Высота стенки 3, 5 – 3, 6 м. Длина ее вместе с мостами (Эрмитажным, Нижне-Лебяжьим и Прачечным) — 3780 м (без Адмиралтейской набережной). Гранитный парапет размером 85 х 45 см. Примерно через каждые 125 м были расположены спуски и съезды к воде. До нашего времени сохранилось 18 спусков и 3 съезда.

"Машина" для забивания свай:




О работе в карьерах дают представление такие иллюстрации:






Кроме вышеописанного строительства гранитных набережных взамен деревянных в означенный период времени, можно просто проследить дальнейшую хронологию строительства прочих мостов и набережных Петербурга:

- 1772-1773гг - перестройка гранитной набережной у Зимнего дворца;
- 1774 г - строительство гранитной пристани у Невских ворот Петропавловской крепости;
- 1779-1785 - облицовка гранитом стен и бастионов Петропавловской крепости;
- 1770-1786гг (с перерывами) - строительство гранитной набережной от Адмиралтейства к Галерному двору;
- 1780-е гг - возведены гранитные берега Зимней канавки, сооружена решетка Летнего сада и построен мост на Крюковом канале;
- 1792–1793 гг - сооружение большой "шлюпочной гавани";
- 1805-1810 г - строительство набережной стрелки Васильевского острова, здания Биржи и Ростральных колонн;
- 1842-1850 гг - сооружение гранитной набережной на участке от Академии художеств до здания Горного института с мостом Лейтенанта Шмидта;
- 1847-1852 гг - сооружены набережные Университетская и Лейтенанта Шмидта;
- 1852 г - сооружение участка гранитной набережной за Литейным мостом длиной 278 м;
- 1873-1879 гг - сооружение Адмиралтейской гранитной набережной
- 1925 г - реконструкция Дворцовой набережной: гранитную стенку укрепили и обновили на протяжении 506 м, включая Эрмитажный спуск;
- 1926–1927 годах капитально перестроены Прачечный мост через Фонтанку и примыкающие к нему участки набережных; Одновременно с Прачечным реконструирован Нижне-Лебяжий
мост через Лебяжью канавку, а в 1928 году — набережная длиной в 160 м около Летнего сада.
- Кроме значительных работ по капитальной перестройкестарых гранитных стенок, в советское время на Неве сооружено около 10 км новых набережных постоянного типа.Их возведение началось в 1925 году.

Итак, исходя из вышеизложенного мы можем убедиться в том, что набережные одевались в гранит на протяжении всей истории существования города Петербурга, а не возникли ВНЕЗАПНО из под зубила одного известного каменотёса, как это принято считать у товарищей немогликов.

Собственно, Суханов принимал непосредственное участие в строительстве и скульптурном оформлении набережных, облицовывая гранитом Крюков канал, устои Пантелеймоновского, Каменноостровского и Синего мостов.

Современник этого талантливого умельца, издатель «Отечественных записок» П. Свиньин писал о Суханове: «В 1807–1808 гг. им работана великолепная полукруглая набережная новой биржи, равномерно базы и цоколь из дикого камня для самого здания. В 1810 г. окончены им обе ростральные колонны, служащие ныне целым украшением биржи и столицы»

На этом хочу закончить повествование, надеюсь было познавательно. За более подробным материалом, велкам сюда:
russianlaw.net/files/art/koched...ab_nevy_web.pdf

Спс за внимание )))
Tags: Питер
Subscribe
Buy for 50 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments